Одним из неизбежных последствий использования автомобиля является риск столкновения и, как следствие, необходимость устранения повреждений, нанесенных кузову. Надлежащая оценка и выбор подходящей технологии ремонта является обязанностью каждого сервисного центра по кузовному ремонту транспортных средств, однако отсутствие общедоступных процедур ремонта не позволяет применять единые методики.
Дополнительной трудностью также является постоянное развитие технологий изготовления кузовов автомобилей, которые пытаются решить наиболее важную задачу снижения массы при одновременном повышении жесткости конструкции и повышении пассивной безопасности. С точки зрения дизайнеров, идеальным решением кажется внедрение элементов из алюминиевых сплавов в современные кузова. Этот материал сочетает в себе обе желательные особенности, но огромные затраты на его применение ограничивают его распространение только самыми дорогими конструкциями или отдельными элементами, такими как маски и крылья. Однако, несмотря на затраты, можно констатировать, что доля алюминия в общем объеме материалов, используемых при производстве новых автомобильных кузовов, неуклонно растет. Поэтому неизбежно знакомиться с ремонтом кузовов таких транспортных средств и готовить инструментальную базу для этих ремонтов.
Наиболее важные характеристики, для которых алюминий так ценен в автомобильной промышленности:
- корпус, полностью изготовленный из алюминия, имеет на 50% меньшую массу, чем его аналог, изготовленный из стали;
- алюминий устойчив к атмосферной коррозии;
- алюминиевые сплавы, используемые при производстве автомобилей, не токсичны;
- алюминий является хорошим проводником электричества и тепла;
- алюминий легко доступен и требует только широко используемых процессов обработки.
Способы ремонта алюминиевых компонентов аналогичны тем, которые сделаны из стали, но есть несколько основных правил, о которых следует помнить:
Во-первых, детали из алюминия не могут подвергаться прямому контакту с инструментами, используемыми для ремонта стальных компонентов.
Следует также избегать воздействия на такие детали грязи, влаги и других загрязнений, которые могут повлиять на последующие процессы ремонта, такие как сварка.
В общем, инструменты, используемые для ремонта алюминия, такие же, как и инструменты для ремонта стальных компонентов. Однако не подвергайте их «загрязнению» стальными частицами, которые могут попасть в алюминиевый сплав и затем подвергнуться коррозии. Рекомендуется создать отдельную станцию для ремонта алюминия и хранить инструменты в разных местах, чтобы не смешивать их с инструментами, используемыми для ремонта стальных кузовов. Инструменты из пластика и дерева являются предпочтительными. Молоты и ковши должны иметь закругленные концы и плоские поверхности. Для режущих элементов из алюминия мы рекомендуем специально для резки пневматические пилы и отрезные диски.
При чистке предметов используйте щетки из нержавеющей стали. Плазменные резаки являются идеальными машинами для плазменной резки, которые позволяют получить очень точную линию резки и не несут риска загрязнения элемента или его теплового сжатия.
В отличие от стали, алюминий не обладает памятью формы и не стремится восстановить свою первоначальную форму. Говоря об алюминии, мы имеем в виду алюминиевые сплавы, то есть алюминий с другими металлами, считающимися примесями. Наиболее распространенные примеси в алюминии включают кремний (Si), железо (Fe), магний (Mg), медь (Cu) и цинк (Zn), которые снижают пластичность, увеличивая твердость и прочность. Правильная диагностика химического состава отремонтированного изделия является ключом к успеху ремонта.
Ремонт вмятин на внешних панелях алюминиевого кузова
Далее представлена процедура ремонта панелей кузова в местах, где возможно только вмешательство извне..
- Первым шагом является оценка ущерба и разработка плана ремонта. После определения соответствующего метода, все необходимые инструменты должны быть подготовлены.
- Вторым этапом является соответствующий нагрев элемента, чтобы уменьшить возникающее напряжение и улучшить его пластичность. Ремонт панелей алюминиевого кузова всегда следует выполнять на деталях, нагретых до 200-300 °C. Будьте осторожны, чтобы температура не превышала 660 °C, потому что при этой температуре алюминий плавится.
- Третий этап — контроль температуры. Это можно сделать с помощью специальных маркеров или бесконтактных термометров и пирометров. Бесконтактные лазерные счетчики работают лучше в этом вопросе и позволяют осуществлять постоянный контроль температуры. Постоянный контроль тепла очень важен, потому что алюминий является очень хорошим проводником тепла и нагревается быстрее, чем сталь. Чем ближе к пределу пластичности мы прогреем элемент, тем легче будет впоследствии удалить отступ. Тем не менее, важно помнить, что после приклеивания клееных швов вблизи зоны нагрева и в местах, где были применены антикоррозионные массы, улучшения должны быть улучшены. Очень высокая температура может отрицательно повлиять на качество соединений этого типа и защит.
- Четвертый шаг — оставить элемент остывать. Вы можете охладить панель сжатым воздухом или влажной тканью. После охлаждения элемента ущерб от теплового сжатия уменьшается.
- Пятый шаг — удалить слой краски в месте ремонта наждачной бумагой с зернистостью 80, надеть вращающуюся шлифовальную машину с возможностью отсоса пыли
- Шестым шагом является тщательная очистка места ремонта от любых загрязнений. Не используйте воду для этой цели, поскольку она создает сильную среду, которая способствует последующему образованию очагов коррозии после ремонта, под слоем нового лака.
- Седьмой шаг — подготовить споттер для ремонта алюминия. Лучше использовать вариант, оснащенный двумя массажными держателями, обеспечивающими правильную подачу тока. В идеале можно получить заводские данные или идентичный элемент для экспериментальной регулировки напряжения и типа сварочных штифтов. На оборудовании споттера есть два типа болтов, изготовленных из самых популярных алюминиевых сплавов, используемых при производстве кузовов автомобилей: ALSi12 — алюминий с добавлением кремния, AlMg3 — алюминий с добавлением магния.Следует помнить, что это процесс электросварки, поэтому следует использовать устройства для защиты электроники, установленные в автомобиле. Рекомендуется сохранить параметры, используемые для сварки болтов для заданных элементов, чтобы облегчить их идентификацию в будущем.Количество используемых штифтов зависит от формы и размера повреждения. Эти параметры также определяют выбор инструмента, используемого для удаления вмятин.
- Шаг восьмой состоит в том, чтобы нагреть элемент, чтобы повысить его пластичность и снизить риск растрескивания. Используя газовую горелку, мы нагреваем место ремонта примерно до 300 °C, постоянно контролируя температуру, чтобы предотвратить перегрев. Однако необходимо помнить о правильной калибровке пирометра для измерений алюминия. После достижения желаемой температуры, как можно скорее попытаться удалить отступа с помощью лебедки, так как алюминий очень быстро отдает тепло в окружающую среду.
- Шаг девятый является тщательным удалением после охлаждения штифтов сваренных игл носа плоскогубцами и шлифовка остатка с грубой наждачной бумагой зернистостью 80. Окончательное выравнивание можно использовать специальный наполнитель, содержащий алюминий. Дальнейший ремонт — это уже малярные работы, направленные на закрепление места ремонта и обновление лакокрасочного покрытия.