С детства, а особенно во время обучения в институте, моя душа тяготела к большим объемам. При составлении композиции, мне, как правило, не хватает места, хочется выйти за грани листа, перейти на стены, потолок, просто неожиданно оборвать изображение. Поверхность автомобиля в этом смысле представляется наиболее удобной для реализации творческих идей: здесь нет прямоугольных рамок, плоскости интересно перетекают одна в другую. Поэтому после окончания института (ГПИ(МЭИ), пройдя курсы (у Ильнура Мансурова) и некоторое время поупражнявшись самостоятельно, я занялась собственно аэрографией.
1. Дорогое ли это удовольствие?
По-разному. Все зависит от цели. Можно купить репродукцию на рынке, а можно заказать
портрет у известного художника. Что ближе вам?
Если заказчику нужно достойное вдохновенное исполнение качественными материалами на его дорогой машине, он должен понимать, что удовольствие это недешевое, к тому же относится к вредному производству. Случается, что люди хотят сэкономить. Кому-то везет. А на ком-то экономят взаимно.
2. Насколько долговечна аэрография?
Настолько же насколько долговечен сам цвет машины. Технология нанесения рисунка соответствует технологии покраски: поверхность подготавливается, наносится цвет, покрывается лаком, полируется. Конечно, со временем лак становится менее глянцевым, краска выцветает, но должны пройти долгие годы, да и навряд ли непрофессиональным глазом вы различите разницу.
3. Аэрография – это удел только дорогих авто?
Нет. Умелый дизайнер сумеет сделать красоту везде и всюду. Однако есть вероятность, что эта работа обойдется во много раз дороже самой машины. И, конечно же, если у заказчика имеется неприкосновенная идея, а со вкусом беда, можно наделать смеха и слез, что на дорогих машинах компенсируется красотой собственно дизайна машины. Точно также верно и обратное — плохой художник может испортить и самый фантастический автомобиль.
4. Нужна ли дополнительная подготовка кузова перед нанесением аэрографии?
(вопрос составляет подпункт к 7)
5. Насколько хлопотно восстанавливать аэрографию после повреждения авто (авария и т.д.)?
Если восстанавливаться вы приехали к тому же художнику, у которого и рисовались; если этот художник во время своей работы вел запись рецептуры использованных цветов – вам просто придется заплатить за новую аэрографию на поврежденной детали. Точная стоимость будет определяться по тем же самым критериям, что и аэрография вообще: простой рисунок – простая цена, сложная проработка – цена высокая. Если же художник первый раз в жизни видит вашу машину и лишь на глаз может определить, каким цветом выполнен рисунок, рассчитывайте либо на большую стоимость и продолжительность работы, либо на то, что цвета не совпадут с прежними. Впрочем, если аэрография была живописной, т.е использовалось множество оттенков, проблемы не будет.
6. А сколько занимает сам процесс создания от и до?
7. Из каких этапов состоит процесс создании аэрографии?
а) Эскиз.
Цель – соединить машину с предполагаемым изображением и посмотреть, а что же получится в итоге. Это можно делать вручную. Но чаще используются компьютерные программы: реалистичнее и быстрее. Фотография машины берется либо из интернета – качество удовлетворительное, либо фотографируется конкретный автомобиль – качество отличное. Рисунок либо предоставляется заказчиком, либо ищется по интернету\в клипартах\ собственной коллекции художника, либо отрисовывается художником на заказ (в этом случае и время и стоимость возрастают).
Если аэрография – не прихоть ветреного настроения, заказчик знает себя и свои желания, умеет формулировать мысли, а художник – их улавливает и знает свое дело, этап эскизирования составляет 2-3 обмена эскизами\мыслями. Как правило, обмен совершается по электронной почте и в течение недели оформляется окончательная картина. Если заказчик не спешит с эскизом, машину ему пригонят лишь через полгода, отвечает он раз в неделю, а художник раз в неделю высылает свои предложения, все полгода вполне можно работать над одним лишь эскизом.
б) Подготовка поверхности автомобиля.
Как правило, на 1-3 детали необходим день работы. Поверхности матуются, с них снимаются детали, не участвующие в аэрографии, горизонтальные детали (капот, к примеру) снимают и устанавливают вертикально, в конце концов, уже в покрасочной камере бумагой\пленкой, скотчем маскируются те части автомобиля, на которых новый рисунок совсем не нужен (колеса, стекла, рамы и тп, в зависимости от эскиза).
в) Художественные работы.
В зависимости от сложности рисунка, на 1-2 детали в среднем уходит 1-3 дня работы. При несложном рисунке 4 детали борта (2кряла, 2двери) можно нарисовать за день. При высокой сложности на 1 деталь может потребоваться неделя.
г) Рисунок покрывается лаком.
Лак залить не долго: 1-2-3 слоя, но лак должен высохнуть. В покрасочной камере температура регулируется, и высыхание происходит быстро, ночи вполне хватает.
д) Полировка.
Если под лак, краску не попало пыли, лак застыл ровно, ступенек от рисунка не видно, общий вид новозалаченных деталей соответствует качеству остальных деталей, полировку не выполняют. В среднем же на полировку 1-3 деталей уходит день.