Современные стальные кузова имеют такие покрытия, сделанные путем гальванизации. Все части кузова новых автомобилей изолированы плотными многослойными лакокрасочными покрытиями от внешних факторов, которые могут вызвать коррозию. Однако этот тип защиты теряет свою эффективность после механического повреждения или эрозии защитного покрытия. Если он прилипает непосредственно к стали, так называемого коррозионного центра, то через короткое время доходит до перфорации листа. Поэтому с 90-х годов прошлого века в конструкциях транспортных средств используется дополнительный внутренний антикоррозионный барьер в виде преимущественно двустороннего оцинкования стальных листов. Цинковые покрытия имеют одинаковую долговечность и эффективность в данной модели автомобиля, хотя они отличаются по толщине и методам нанесения.
Свойства цинковых покрытий
Оцинкованные части тела создаются либо в виде экструдеров из листов, поставляемых в качестве сырья, но уже покрытых цинковым покрытием, наносятся на них после их окончательной формовки в результате пластического формирования и сварки. В обоих случаях применяются различные методы гальванизации в зависимости от принятых технологических решений, но их эффекты очень схожи.
Таким образом, сильное сочетание цинкового покрытия со стальной подложкой является эффектом взаимной диффузии обоих металлов. Поэтому структура покрытия не является однородной. Почти чистый цинк встречается только во внешнем слое. В последующих более глубоких слоях, называемых сплавами, он уже содержит растущую примесь железа, доля которого в зоне толщиной 1 мкм на самой подложке составляет около 25%.
Толщина всего слоя цинка, нанесенного на заводе, составляет от 5 до 10 микрон, что обусловлено техническими требованиями к защищенным таким образом элементам. В общем, можно предположить, что цинковое покрытие толщиной 1 микрон обеспечивает эффективную защиту от коррозии для стали в течение одного года в средних климатических и дорожных условиях. Поэтому 10-микронный слой должен предотвращать коррозионное перфорирование листов в течение не менее 10 лет. Это лишь индикативные индикаторы, поскольку на самом деле химическая агрессивность окружающей среды, в которой используется транспортное средство, очень разнообразна: от крупнейшей в столичном и промышленном районах (10-микронный слой составляет всего 1,5-2 года), через значительную площадь прибрежный и влажный тропический климат, а также минимальный уровень в сухих районах с умеренной температурой воздуха. Хотя цинк подвержен поверхностной коррозии, продукты этих химических реакций образуют на своей поверхности непроницаемый слой, что значительно замедляет дальнейшую коррозию. Однако действие цинкового покрытия не ограничивается плотной изоляцией защищенной подложки. Так называемый металлический стандартный потенциал, который является более электроотрицательным для цинка, чем железо. Поэтому прерывание цинкового покрытия на небольшой поверхности не вызывает коррозионного центра стали, поскольку более активный электрохимический цинк вокруг повреждения все еще защищает его из-за определенного явления. Суть его заключается в том, что во влажной среде происходят электрохимические процессы, продукты уплотняют слой цинка, который изолирует субстрат от окружающей среды.
Промышленная оцинковка
Стальные листы, изготовленные в металлоконструкциях в качестве универсального материала, поставляемого в катушках, являются электролитическими или горячим цинком. В первом из этих способов двустороннее или одностороннее осаждение цинка на поверхность стали происходит в результате электролита, содержащего ионы цинка. Во втором случае аналогичный эффект двустороннего гальванизации получается путем купания листа в расплавленном цинке при температуре от 450 до 465 градусов. Автомобильная промышленность для производства элементов, уже прессованных после гальванизации, в основном использует оцинкованные листы, поскольку двухстороннее покрытие препятствует их последующей сварке.