Если вы думаете, что замена лобового стекла начинается с наступлением страхового случая, то вас ждет неприятный сюрприз: она начинается еще до подписания договора страховки.
Всегда нужно внимательно читать весь договор от первой до последней буквы, даже если вы спешите или страховщик торопится. Нюансы разных компаний — предмет отдельной статьи, но одна общая черта есть у всех: если авто застраховано от угона — страховым случаем считается только угон, а если от ущерба (возможно от ущерба и угона) — то существует масса тонкостей по трактовке ущерба.
Еще одна неприятная новость состоит в том, что справка от участкового и протокол от ГИБДД не считаются обязательными при первом повреждении, но многие страховщики начинают требовать их буквально перед самым возмещением ущерба. А поскольку задним числом такие документы ни кто не выдаст, в выплате могут отказать. Более того, камень из-под колес впереди идущей машины иногда расценивают как ДТП, и если вы не остановитесь, не выставите знак аварийной остановки и не вызовете ГИБДД – вам могут вменить «скрылся с места ДТП» и опять отказать в выплате. Вот вам и упрощенная схема возмещения ущерба…
Трогать стекло до официального и документально подтверждённого решения страховщика категорически нельзя, иначе в выплате могут отказать.
А сейчас давайте рассмотрим, что вообще считается повреждением лобового стекла кузова машины с точки зрения страховых компаний. Во-первых, царапины и потёртости – если они мелкие и не мешают обзору водителя, то это не страховой случай. Во-вторых, сколы большие (от 3 мм или 5 мм – зависит от трактовки у конкретного страховщика), малые (до 3 мм), малые сколы это тоже не страховой случай, а вот большие сколы уже считаются повреждением, но если они не мешают обзору и имеют размер до 1см – это повод для рихтовки стекла, а не замены. В-третьих, трещины – если трещина с внутренней стороны и образовалась от перепада температур (например, вы направили горячий воздух обдува на холодное стекло зимой), то это не страховой случай, а вот от внешнего воздействия уже подлежит возмещению по страховке, но трещина должна быть достаточно большой и\или мешать обзору, в т.ч. неправильное преломление света для водителя уже является поводом к замене стекла. И в-четвёртых, бой – единственное 100% основание замены стекла (если авто застраховано от ущерба), но получить бой можно в ДТП или от хулиганов на стоянке. Давайте рассмотрим более подробно:
- При ДТП – вам понадобятся документы из ГИБДД и тогда средства на замену будут взыскиваться с виновника аварии (если виновник вы – это не является страховым случаем).
- Если на стоянке – нужны документы от ГИБДД.
- Если на стоянке возле своего дома – документы от участкового.
- А если на машину упало дерево во время урагана – протокол от управляющей коммунальной компании (плюс экспертиза дерева) и справка о погоде на момент происшествия из «Центрального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Данная услуга платная (около 2 000 рублей, срок составления — 1 день).
После чего страховая компания назначает экспертизу. Если после проведения экспертизы страховщики отказываются вам что-либо возмещать – воспользуйтесь услугами юриста.
Давайте рассмотрим порядок действий водителя сразу после повреждения стекла
Прямо сейчас перечитайте свой договор по КАСКО – от чего вы застрахованы? Только от угона или от ущерба? Если от ущерба или ущерб+угон, то повреждение лобового стекла это ваш страховой случай. Внимательно проверьте разделы договора о страховых и не страховых случаях.
Проверьте, есть ли у вас бланк европротокола и всегда возите его с собой.
Запомните еще одну важную вещь: что бы ни случилось, первым делом всегда звоните в свою страховую компанию! Нужно не только оповестить о происшествии, но и уточнить все детали.
Самое частое повреждение – это злополучный камешек из-под колес впереди идущего транспорта – если повреждение незначительное, его не возместят.
Если же повреждение больше 3–5 мм, тогда нужно остановиться, выставить треугольник аварийной остановки и вызвать ГИБДД; если повреждение сильное и мешает обзору – необходимо дополнительно позвонить в диспетчерскую службу страховой компании и вызвать эвакуатор от них, иначе страховка снимается (обязательно требуйте квитанцию за услуги эвакуатора).
Если ветровое стекло повредилось в следствие ДТП – необходимо составить европротокол.
Этот документ пришел на смену справке о ДТП формы 154 еще в марте 2018 года.
Бланк этого протокола имеет специальную форму и называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».
Заполняется только в ДТП с 2мя участниками и при условии отсутствия пострадавших людей! Если участников больше или есть пострадавшие – вызывайте ГИБДД.
На лицевом листе необходимо заполнять информацию строго по колонкам, нарисовать схему ДТП, при этом вся информация отпечатается на равнозначный дополнительный бланк (оба листа имеют одинаковую юридическую силу, один лист переходит к одному водителю, другой — второму).
Особенности заполнения:
- Обязательно пишите простой шариковой ручкой.
- Пишите печатными буквами.
- Заполнить необходимо без помарок и исправлений.
- Заполнить нужно все колонки и поля.
При ДТП европротокол должны заполнять оба участника: часть пунктов необходимо отметить в своем извещении и часть в чужом, заверив подписями.
Если у вас нет бланка извещения — скачайте его на сайте «Российского союза автостраховщиков», но тогда нужно заполнять все в ручную, ведь ничего не отпечатается под копирку.
Лицевая сторона заполняется следующим образом:
- Нужно точно указать время (часы и минуты, например 15:31).
- Точно указать адрес ДТП (на трассе пишется ее наименование и номер километра).
- Точные данные участников аварии, в т.ч. одно авто получает наименование «А», другой «В» — в таком порядке они и наносятся на схему происшествия.
- Если есть 2 свидетеля – их данные тоже.
- Нужно точно описать все повреждения автомобилей (небольшая вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения или отслойку стекла).
- Составить предельно дотошную схему происшествия: нарисовать часть дороги с разметкой, светофоры, дорожные знаки, соседние дома и их номера, торговые центры, учреждения и сооружения. Затем прямоугольниками отметить положение автомобилей. Один из авто отмечается буквой «А», второй буквой «В». Под схемой необходимо написать расшифровку всех использованных значков.
Если нет разногласий – ставятся подписи обоих участников, листы разделяются, и заполнение оборотной стороны каждый водитель выполняет сам.
На оборотной стороне необходимо точно указать, кто был за рулем – собственник или доверенное лицо.
В «Примечаниях» можно вписать детали или данные об аварии с видеорегистратора.
Все последующие корректировки необходимо заверять подписями обоих участников, поэтому старайтесь обходиться без корректировок.
Если заполнение бланков вызывает разногласия между участниками – обязательно нужно вызвать ГИБДД, но бланк нужно заполнить все равно, прибывший инспектор должен составить протокол в дополнение к вашему извещению. Протокол от инспектора должен быть заверен печатью. Храните оба документа!
Если инспектор допустит ошибки в протоколе – он должен сам их исправить и заверить своей подписью (даже по прошествии нескольких дней). Так же он вносит все повреждения на основании документов диагностики авто в сервисе.
Кроме извещения необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт гражданина Укрвины и 2 ксерокопии.
- Водительское удостоверение.
- Ваш ИНН.
- Техпаспорт на автомобиль.
- Полис КАСКО.
- Квитанции об оплате услуг эвакуатора.
Досудебное заключение эксперта: определение причины возникновения повреждения лобового стекла – составляет сотрудник автоэкспертизы, подписывает он один.
Если лобовое стекло повреждено неизвестными лицами на стоянке около дома – обращайтесь к участковому, он должен написать талон-уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если в происшествии отсутствует виновник (невозможно установить личность хулигана), автовладелец должен вызвать полицию.
- Участковый обязан оформить инцидент, выдать водителю талон-уведомление отказа в возбуждении уголовного дела.
- После чего необходимо зарегистрировать страховой случай — сделать официальный запрос в свою страховую компанию и передать в полицию для получения справки от участкового для получения страховки по КАСКО. Если необходимо — выдается и документ о предварительной оценке размера ущерба (при определенной сумме, по закону необходимо возбуждать уголовное дело).
Авария около дома – участковый выдает форму номер 3, включающую:
- Подробное описание ДТП.
- Сведения о каждом участнике и свидетеле происшествия.
- Акт осмотра авто – рукописный или печатный. В свободной форме.
Если вы не виновны в ДТП, тогда компенсировать издержки вам обязан страховщик виновника. Для обращения в его компанию нужно собрать целый пакет документов и непременно справку из ГИБДД.
Также необходимы:
- Копия лицензии автосервиса и все её приложения.
- Подлинник договора на оказание услуг или его копия (заверенная надлежащим образом) между страховщиком и автосервисом и/или независимой экспертизой о размере убытков и/или ремонту всех повреждений.
- Акт выполненных работ/услуг.
Обратите внимание на то, какое лобовое стекло вам поставят при замене: оригинальное или нет. Если ваше авто на гарантии, требуйте установки оригинального стекла, иначе гарантия снимется. Прибегайте к услугам только лицензированных и сертифицированных автосервисов. Уточняйте у юриста, должны ли вам поставить тонировочную полосу и датчики, которые имелись на стекле.
Будьте предельно внимательны во время оформления документов, проверяйте подписи и печати. Наличие печати является необязательным только при составлении акта осмотра авто, но этот акт необходимо зарегистрировать в журнале организации, проводящей осмотр и собрать подписи всех участвующих в экспертизе лиц.
Не бойтесь быть дотошными, проверяйте каждый документ, одно неверное движение и вы лишитесь выплаты по страховке, если боитесь что-либо упустить – воспользуйтесь услугами юриста.
Предупреждён – значит вооружен! Лёгких вам дорог!